УПРАВИС — Ассоциация Правообладателей по Защите и Управлению Авторскими Правами в Сфере Искусства (upravis.ru) — имеет государственную аккредитацию в сфере управления правом следования[1] в отношении произведений изобразительного искусства и авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

Право следования

Что такое право следования

Право следования — это право автора произведения изобразительного искусства получить часть цены от каждой ее перепродажи[2].

Право следования сохраняется за автором даже тогда, когда он передал исключительное право на свое произведение кому-то еще. Право следования переходит по наследству.

 

Зачем оно появилось

Считается, что художники, скульпторы и прочие авторы изящных искусств в переговорном плане сильно слабее, чем их заказчики.

Нередки ситуации, когда творцы, витающие в эмпиреях и далекие от бытовых и денежных вопросов, находясь в трудных жизненных обстоятельствах, продают свои произведения коварным дилерами за бесценок. Те перепродают их с огромной наценкой и выгодой для себя, но непосредственно автору от такой перепродажи ничего не достается. Формально он и не может ничего требовать и, таким образом, не получает достойного вознаграждения за свой труд.

Был найден способ решить эту проблему — обязательный процент, который автор получал бы при каждой перепродаже созданного им произведения. Это право автора на процент как бы следует за его творением и приносит ему вознаграждение.

 

Пример

Художник, бедный и голодный, нарисовал по заказу портрет, а гонорар истратил на неотложные бытовые нужды. Никаких прав на картину у него не осталось.

Через несколько месяцев он выиграл престижный конкурс и стал знаменитым, а его картины, естественно, выросли в цене. Заказчик узнал об этом, снял картину со стены в спальне и отнес ее в аукционный дом (художественную галерею, салон, магазин), где она была продана в 20 раз выше цены покупки. Заказчик доволен, аукционный дом доволен, художник — совсем не доволен. Его картина очень выгодно продана, а он остался ни при чем.

Но благодаря праву следования он имеет право получить некоторую долю от цены продажи картины.

 

На что распространяется

Право следования распространяется на:

  • оригиналы произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
  • оригиналы авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, собственноручно написанных автором либо напечатанных с помощью технического устройства и подписанных им;
  • копии (повторы) произведений изобразительного искусства, которые были сделаны самим автором или под его руководством, подписаны или иным способом отмечены автором.

 

Государственная аккредитация

Государственная аккредитация дает возможность управлять правами всех авторов в мире без их ведома и уведомления.

Впервые УПРАВИС получил государственную аккредитацию в 2008 году[3].

 

В 2013 году срок аккредитации был продлен на 10 лет[4].

На момент так называемого конкурса директором УПРАВИС был Виктор Бурочкин, одновременно являвшийся генеральным директором и соучредителем ООО «Русское караоке», где 26% принадлежали Ивлиевой Александре Григорьевна именно так зовут дочь Григория Ивлиева, председателя  аккредитационной комиссии.

Учредители и контролирующие лица

УПРАВИС учреждено тремя организациями:

  • Фонд имени Петра Кончаловского, учрежденный его внуками Никитой Михалковым, Андреем Кончаловским и Маргот Баратовой;
  • ООО «Арт Консалтинг», занимающется оценкой и экспертизой произведений искусства (в состоянии ликвидации) и учрежденная бывшими сотрудниками Министерства культуры[5];
  • НП "НОЭКСИ" — саморегулируемая организация экспертов-искусствоведов, созданная по инициативе Арт Консалтинга (ликвидирована по решению суда в 2017 году).

Руководство

С момента учреждения в 2008 году и до 2013 года руководителм УПРАВИС был Денис Лукашин, генеральный директор и мажоритарный соучредитель ООО "Арт-Консалтинг", член правления НОЭКСИ до ее ликвидации.

В 2013-2014 обязанности директора исполнл Виктор Бурочкин, бизнес-партнер дочери Григория Ивлиева, на тот момент заместителя Министра культуры, а сейчас — главы Роспатента.

С мая 2014 по май 2018 директором УПРАВИС был Александр Сухотин, в 2018 ушедший на должность генерального директора Российского авторского общества. Сухотин отметился тем, что в 2016 году, спустя два года после  назначения  на должность заявил, что фактически только разворачивает работу[6].

В мае 2018 директором УПРАВИС стал Эрик Вальдес-Мартинес, до этого работавший здесь же директором по международным связям и совмещавший эту должность с аналогичными во Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российском союзе правообладателей.

Председателем Правления УПРАВИС с 2008 по 2013 (?) являлся Леонид Надиров, бывший заместитель Министра культуры.

Оперативным управлением партнерством занимается[7] первый заместитель директора Кирилл Голенков — брат супруги Андрея Кричевского.

 

Ставки вознаграждения

Ставка вознагражденияза право следования зависит от цены продажи и устанавливаются Правительством РФ[8].

Цена перепродажи (руб.) Вознаграждение
100 000 руб. и менее 5%
100 000 - 1,7 млн 5 000 + 4%
от суммы, превышающей 100 000
1,7 - 7 млн 69 000 + 3%
от суммы, превышающей 1,7 млн
7 - 12 млн 228 000 + 1%
от суммы, превышающей 7 млн
12 - 17,5 млн 278 000 + 0,5%
от суммы, превышающей 12 млн
более 17,5 млн 305 500 + 0,25%
от суммы, превышающей 17,5 млн

 

Деятельность

Первый период государственной аккредитации (2008-2013)

За первый период государственной аккредитации (2008-2013) под руководством Дениса Лукашина УПРАВИС практически бездействовал. Совместно с Росохранкультурой (контрольный орган, предшественник Министерства культуры) велись переговоры в продавцами искусства[9], но к видимым результатам они не привели.

Самым значительным деянием был отчет УПРАВИС с 28-го Антикварного салона. Согласно отчету 57 из 206 участников салона не заключили с УПРАВИС договоры и не платят авторские отчисления из права следования. На основании этого отчета Росохранкультура вынесла предупреждение организаторам салона[10].

Но если кто-то из участников салона закон не нарушал закон и перечислял отчисления УПРАВИСу, то где выплаты от УПРАВИСа аавторам и правообладателям?

 

Второй период государственной аккредитации (2013-2023)

После продления госаккредитации в 2013 году признаки функционирования появились. В УПРАВИС полностью сменился кадровый[11] состав, но с выплатой авторам вознаграждения были проблемы[12]:

 Но она [УПРАВИС] совершенно не заинтересована и не осуществляет функции по поиску и заключению договоров с правообладателями, которым обязана перечислять эти суммы. Если вы, художник, сами придете к ним, они скажут: "Да, деньги ваши лежат, мы готовы выдать" — Михаил Суслов, вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, вице-президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга.

Эти проблемы не решены и до настоящего времени.

 

Судебная активность

В плане судебной активности УПРАВИС разительно отличается от РАО, ВОИС и РСП.

Редакции удалось обнаружить только одно судебное дело[13] с участием этой организации.

УПРАВИС потребовал у ООО «Новые художники» предоставить информацию о стоимости сделки с картиной «Портрет Николая Малелланеса» работы Павла Челищева. Ответчик не явился в суд, требования истца были удовлетворены, решение суда первой инстанции не обжаловалось.

 

 


[1] Пп. 3 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса РФ

[2] Ст. 1293 Гражданского кодекса РФ

[3] Приказ Росохранкультуры от 16.12.2008 №140 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление  деятельности в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений", Свидетельство №РОК-03/08 от 24.12.2008

[4] Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16.12.2013 № 2105 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление  деятельности в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений", Свидетельство № МК-03/13 от 16.12.2013.

[5] Коммерсант. Олег Таиров: оценочная деятельность находится в зачаточном состоянии, 29.10.2009 https://www.kommersant.ru/doc/1264126

[6] Life.ru Минкультуры запретит РАО и РСП много тратить на себя, 05.06.2016 https://life.ru/t/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/415622/minkultury_zaprietit_rao_i_rsp_mnogho_tratit_na_siebia

[7] Коммерсантъ. Рукописи и картины попали в общий сбор. Топ-менеджер РАО возглавил УПРАВИС, 12.05.2015 https://www.kommersant.ru/doc/2724443

[8] Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений»

[9] Коммерсант. Георгий Сытенко: антиквары следуют принципу "может, само рассосется", 12.03.2010 https://www.kommersant.ru/doc/1335372

[10] Коммерсант. Выявлены причинно-наследственные связи,12.03.2010 https://www.kommersant.ru/doc/1335362

[11] The Art Newspaper №37,октябрь 2015. Рантье от своего искусства http://www.theartnewspaper.ru/posts/2236/

[12] Коммерсант. Как продавать и покупать искусство, 21.07.2016 https://www.kommersant.ru/doc/3041371

[13] Решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2012 по делу №А41-16736/12 http://kad.arbitr.ru/Card/92b97943-5f9d-4e14-8422-867daa351028