Организатор концерта

Организаторы концерта и ОКУПы

Почему вообще
Логика такая. Исполнение песни на концерте является его использованием и потому допускается только с согласия автора (музыки и текста) и только на тех условиях, на которых автор согласился. То есть возмездно.

Вопрос в том, кто должен получать такое согласие и, соответственно, платить автору: музыкант-исполнитель или тот, кто организует концерт, т.е. продает билеты. 
Судебная практика однозначна – организатор концерта.

Кто такой организатор
Понятия «организатор концерта» нет в Гражданском кодексе. Первоначально это понятие появилось в Постановлении правительства о ставках вознаграждения , а потом было сформулировано в разъяснениях судебной практики .

«Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия» 

 

Почему организатор

Потому что так практичнее. Организатора легче найти, установить, обеспечить доказательства, привлечь к ответственности и найти у него имущество, если тот не заплатит добровольно.

С обычным исполнителем-музыкантом процедура была бы сложнее, с большими издержками и потому не выгоднее.

Кроме того, так исторически сложилось. Например, в дореволюционной России к ответственности за нарушение прав авторов театральных пьес привлекались «театральные антрепренеры»?, а не актеры и не владельцы театров.

Организатор концерта и букинг
Можно ли привлечь к ответственности букинг, который продает билеты на концерт?
Факт продажи билетов на концерт – один из признаков организатора концерта, но признак недостаточный. Необходимо еще реально организовывать собственно мероприятие взять на себя «инициативу и ответственность за [его] проведение».

Случаев привлечения к ответственности букингов, т.е. тех, кто только продает билеты, редакции сайта не известно

 

Какие варианты

Отношения с авторами исполняемых произведений нужно оформлять всегда, кроме случаев, когда исполняются фольклорные или перешедшие в общественное достояние произведения – см. специальные рекомендации для филармоний.

Базовых вариантов получения согласия автора два: непосредственно у автора (или авторов, если их несколько, или их наследников) или у РАО.

Какой из вариантов выбрать. 

Вариант 1.
Получить согласие непосредственно у автора

Подходит для тех случаев, когда согласие автора получить просто, и автор дает согласие на приемлемых условиях.

Подходит
- музыкант/группа исполняет только свои собственные песни и права на них принадлежат им, а не кому-то еще
- музыкант/группа исключила произведения из реестра РАО

Не подходит
- группа передала права лейблу – тогда их согласие ничего не значит
- В ходе концерта предполагается исполнение произведений многих авторов, и получать согласие каждого из них слишком трудоемко. Хороший пример такой ситуации – концерт Хора Турецкого, суд по которому был выигран РАО
- Ситуация с правами непрозрачна. Например, для коллективов с историей деятельности и сменами состава (Deep Purple?) случаев, когда идут споры об авторских правах
- Концертная программа не согласована или нет уверенности, что исполнитель будет четко ее придерживаться. Например, вы полагаете, что группа на концертном туре с презентацией нового альбома для радости бублики не выдержит и споет свой мощный мощный кавер с прошлого альбома

Платить напрямую
Дело Мьюз - http://www.zvuki.ru/R/P/26670/

См дело Кутурицы
http://www.zvuki.ru/R/P/24208/

Голодовка Фурмана
http://www.zvuki.ru/R/P/23153/

Примерная формулировка

Автор должен исключить свои произведения из управления РАО (более сложно и далеко не всегда целесообразно для автора) или дать согласие в отношении конкретного мероприятия

Вариант 2. 
Заключить договор с РАО, выплачивать отчисления и сдавать отчетность

Этот вариант применим во всех тех, случаях, в которых согласие автора получить затруднительно или невозможно, то есть во всех тех случаях, когда не подходит вариант 1:

- группа передала права лейблу – тогда их согласие ничего не значит
- В ходе концерта предполагается исполнение произведений многих авторов, и получать согласие каждого из них слишком трудоемко. Хороший пример такой ситуации – концерт Хора Турецкого, суд по которому был выигран РАО
- Ситуация с правами непрозрачна. Например, для коллективов с историей деятельности и сменами состава (Deep Purple?) случаев, когда идут споры об авторских правах
- Концертная программа не согласована или нет уверенности, что исполнитель будет четко ее придерживаться. Например, вы полагаете, что группа на концертном туре с презентацией нового альбома для радости бублики не выдержит и споет свой мощный мощный кавер с прошлого альбома

Ставки РАО
10% - для так называемых произведений крупной формы (симфония, оратория, кантата, симфоническая поэма или увертюра, инструментальный концерт с оркестром и т.п.), камерных произведений крупной формы (трио, квартет, квинтет, соната)
5% - для остальных.

Если исполняются и те, и другие, то предусмотрены специальные правила расчета

Также предусмотрены дополнительные платежи  -5 руб./кв. м за озвучиваемые холлы, фойе, проходы, лифты и межэтажные площадки

Для цирков, предвыборных кампаний и новогодних елок предусмотрены сниженные ставки.

За музыку на бесплатные мероприятия (т.е. без продажи билетов) также предусмотрена плата – 1% от бюджета мероприятия
Если бюджет посчитать не получается – то 7% от гонорара артистов.
Если артисты выступают бесплатно, то 5% от цены аренды помещения.

Если помещение бесплатно, то по 10 руб. за зрителя или квадратный мет за каждый день.